Публикации

Гомеопатический анализ - Часть 2

Начало статьи - см. часть 1

Гомеопатический анализ
И если придерживаться этой идеи, то в наших генах зафиксированы миллионы лет эволюции: от простейших до самых совершенных организмов. Эпигенетические трансформации экспрессии генов - это наиболее глубокий, фундаментальный уровень функционирования клеток и организма в целом. Этот механизм функционирования на порядок глубже и первопричинней, чем бактериальный и вирусный.
Тогда представляется, что модель, наиболее подходящая для понимания сути эпигенома, также, как и гомеопатический препарат, близко по смыслу описывается такими понятиями как:
- архетип;
- паттерн поведения;
- способ восприятия действительности;
- адаптационный/компенсаторный механизм;
- комплекс поведенческих стилей в виде бессознательных рефлекторных реакций.

И архетип в юнгианском анализе рассматривается, как нечто, укорененное в человеческом теле. Так, К.Г. Юнг писал: «Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь».

Эпигенетические способы адаптации к реальности и стрессу с уверенностью можно назвать архаичными и бессознательными. Генетический аппарат, в котором хранится информация с момента, когда мы плавали в океане, потом выходили на сушу, учились ходить и говорить и до сегодняшнего настоящего: и это миллионы ощущений в нас и миллионы способов восприятия действительности. И это не только соматическое функционирование. Как отмечает Т. Каблучкова: «…все способы, которыми пользуется эволюция – это способы, которыми пользуется психика для роста степени осознанности, ради освоения новых порций бессознательного и ради проявления новых порций содержаний Самости через Эго».

Человеку доступно осознание различных ощущений и способов восприятия действительности. И каждое из этих ощущения «распаковывается» (как архив) в тот самый момент, когда оно остро необходимо, то есть адекватно ситуации. Эпигенетика говорит нам о том, что каждый эпигеном прикреплен к ДНК через метилирующие основания, и пока эпигеном не востребован, он деактивирован: заблокирован метильной группой. Но в минуты тяжелых испытаний, когда, например, необходимо «крепиться», мы (условно) лезем в свои закрома и находим там необходимый «архив», чтобы посредством определенного эпигенетического комплекса (Архетипа) пережить выпавшие на нашу долю испытания. Запросу «крепиться» может соответствовать, например, гомеопатический статус Calcarea fluorica. Поскольку главное чувство пациента ­ Calcarea fluorica ­ это нестабильность и ненадежность источника безопасности и поддержки. Отсюда у такой личности ее желание быть максимально крепкой, жесткой и способной к сопротивлению. Даже ткани и органы у такого пациента твердые, как камень (миндалины, опухоли, рубцы).

И тогда напрашивается вывод о том, что гомеопатический психотип – это доминирующий в настоящее время способ восприятия и адаптации к действительности или архетипическое эго препарата, материально репрезентированное эпигенетическим комплексом. Пока человеку все еще необходимо быть жестким и способным к сопротивлению, пока его реальность требует от него такой устойчивости, эпигеном будет активным. Его переключить нельзя, для организма это угроза жизни и здоровью. Здесь гомеопатия бессильна, что, кстати, очень хорошо.

Приведу пример. Препарат из паука - Theridion Curossavicum – Апельсиновый паук.

Итак, каков будет паучий архетип (набор компенсаторных стратегий, зафиксированный эпигенетическим комплексом)? Или каково быть Theridion? Сходу можно сказать без всякой гомеопатии, что человек, проявляющий паучьи повадки (действующий в рамках архетипа Theridion) деловит и трудолюбив (столько плести паутину и строить убежище), энергичен (ловить насекомых следует быстро), любит музыку, танец (как они грациозно передвигаются!) и яркие цвета, и также, как и прочие, имеет страх нападения, повреждения и попадания в ловушку. Паук, как архетипический символ, фигурирует в мифах различных культур. По легенде индейского племени навахо, жизнь каждого человека соткана из переливающихся нитей, которые появляются из внутренностей прародительницы – Женщины-паука. Греческие богини часто изображались за занятием рукоделием – они пряли и сплетали нити Вселенной. Платон описал свое сновидение, в котором великая богиня Ананке соткала Вселенную; солнце, луна и планеты были блоками ее веретена; через паутину времени и судьбы доносилось пение сладкоголосых сирен, а вдоль нитей непрерывной чередой перемещались души людей от рождения к смерти и от смерти к возрождению.

Представляется, что архетипическое эго препарата можно определить как унаследованный от предков компонент, содержащий в себе спектр ощущений и соответствующие им предрасположенности в восприятии действительности, соматическом выражении и паттернах поведения. Условно говоря, пережить стресс, выпавший на долю конкретного человека, возможно посредством активации эпигенетического комплекса, содержащих в себе набор компенсаторных стратегий архетипа Theridion. Напрашивается предположение, что гомеопатия работает на глубинном уровне и способна активировать эпигенетический код.

И тому на сегодняшний день есть научное подтверждение. В 2011 г была опубликована на сайте ivcjournal.com научная статья, в которой представлены подтвержденный факт того, как гомеопатические препараты влияют на экспрессию генов.

Тогда можно рассматривать психические, соматические, поведенческие реакции человека как своеобразный дар, кладезь ресурсов, закрепленный эпигенетически и обеспечивающий возможность уникальным, своим собственным способом, взаимодействовать с внешней средой: «инстинкт – отражение архетипа в поведении. Инстинкт сам несет в себе управляющие схемы, самоорганизующие всю ситуацию взаимодействия с окружающим миром». Реакция каждого конкретного случая это способности, возможности и таланты, мобилизованные на то, чтобы справиться с патологическими ситуациями. Болезнь и ее симптом, таким образом, является биологическим приемом, направленным на то, чтобы ОТДАЛИТЬ нас от стресса, а точнее, облегчить наше осознанное и непрерывное взаимодействие с определенным типом стресса. Решение, которое принимает тело в качестве адаптации, по всей видимости, заключается в том, чтобы укрыться как можно глубже в БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ от проблемы, которую у личности нет ресурса урегулировать, обойти и решить ментально. Вот, как видит это Джейн Чиккетти: «Бессознательная идентификация с архетипом может привести к состоянию одержимости им и потере собственной автономности. Человек не в состоянии вместить в себя мощную энергию архетипа – это чревато либо переполнением этой энергией, либо разрушением личности под ее воздействием».

Бессознательная идентификация с архетипом является непреодолимым испытанием для эго и может привести к одержимости архетипом. Крайним выражением этого состояния является психоз. Хочу отметить, что есть множество ярких примеров излечения шизофрении методом классической гомеопатии.

Любой патологический процесс проявляется непрерывной сменой синдромов, они являются отдельными звеньями одной цепи. Синдромы связаны между собой причинно-следственными отношениями, отсюда логически вытекает, что они производны, а не случайны. И если придерживаться идеи о послойном построении психики, то нарушение высших этажей, по факту вызывает к жизни архаичные функции Сегодня такая точка зрения подкрепляется и нейробиологическими исследованиями: установлено, что при шизофрении, наряду с левополушарной дисфункцией (когнитивным дефицитом), возникает сдвиг функциональной асимметрии головного мозга в сторону эволюционно более древнего субдоминантного (чаще правого) полушария. Ментальный профиль препаратов, используемых в гомеопатии, - яркое доказательство соответствия бреда определенному прототипу в биогенезе.

Приведу пример из практики работы клиническим психологом в психиатрической больнице. У нас проходила лечение пациентка с диагнозом «Шизофрения». Ей было 22 года, раз в три месяца в течении последних трех лет ее привозили из интерната, где она проживала постоянно. Отличительной особенность течения ее заболевания были завывания, которые изматывали своей настойчивостью, громкостью и нескончаемостью и пациентов, и весь персонал. Только под действием снотворных препаратов можно было немного передохнуть от ее воя, что навело меня на мысль о связи архетипического эго ее препарата с семейством псовых. И мои догадки нашли свое подтверждение в описании препарата Lac caninum - средства, приготовляемое из молока собаки. Психотип Lac caninum имеет природу собаки, животного полностью подконтрольного человеку и оцивилизованного, вплоть до подавления основных черт животной природы, и принужденного выражать только контролируемую сторону своего существа. Собака полностью зависит (интернат, больница) от своего хозяина в плане пищи и изо всех сил стремится ему угодить своими выходками, выражением привязанности к нему и т.д. От этого зависит ее жизнь при хозяине, который в любой момент может прогнать ее пинком. Это желание угодить и есть животная сторона Lac caninum, но собака при всем при этом знает, что как ни старайся, все равно с человеком ей ни в чем не сравняться. Естественно, ощущать и мыслить себя собакой – есть паралогия и патология, но с точки зрения выживания и адаптации к объективной и непереносимой реальности – это возврат к архаичному прелогическому мышлению! И тогда такое мышление никак не может отождествляться с патологическим! Если это естественная биологическая компенсация, это качественно иной тип мышления, со своими законами и логикой. Возможно, когда у человека нет человеческих (ментальных) способов адаптироваться к реальности, он возвращается к наиболее ранним эволюционным адаптациям. У некоторых пациентов навязчивое повторение может выражаться в возврате к защитам поведенческого типа, в которых в основном используются моторная или сенсорно-перцептивная активность, нацеленные на снижение возбуждения через регресс к архаическому активному повторению травмы, пережитой ранее.

И тогда мы можем говорить о поглощенности архетипом препарата, мифологическим или символическим превращением человека во что-то нечеловеческое (животное, растение, другой природный объект), подчеркивая его выход за пределы собственной идентификации в природное, то есть бессознательное состояние. В буквальном плане это переживание свойственно беспомощности в какой-либо ситуации взаимодействия или болезни.
Оговорюсь, что России нет практики лечения психотических пациентов методом гомеопатии, но есть много клинических случаев, описанных в гомеопатической литературе, когда назначение препарата возвращает пациента в человеческую реальность. Возможно, если бы была возможность психотерапевтического длительного отражения «собачьих» проявлений пациентки, это тоже простимулировало ее выздоровление.

Иоахим Бауэр, специалист по психосоматике, пишет: «Если условия жизни сильно ухудшаются и геному нужно будет как-то отреагировать, клетка «спустит эти элементы с поводка» и активирует их». Похоже, что миллионы испытанных ощущений и миллионы способов восприятия действительности распаковываются как архив (активация эпигенетического комплекса) в тот самый, нужный организму момент. И если объективная ситуация острая, избыточная для психики и невозможная для экстренной соматизации без летального исхода, то, возможно, дабы поглотить эго, эпигенетический комплекс будет активирован и жестко зафиксирован, чтобы создать возможность самосохраниться как биологический организм, спрятав личность от неминуемой угрозы аннигиляции в бессознательную животную сущность.

Вспоминая, что ДНК хранит в себе опыт всей эволюции, можно предположить, что ДНК и есть материальная репрезентация Самости (5% генотипа, определяющего нас как Homo sapiens sapiens (неоантроп), тогда как многочисленные эпигеномы – материальная репрезентация коллективного бессознательного (95 % мусорной ДНК – эпигеномы, к которым в сложных, необычных, требующих особой адаптации жизненных ситуациях всегда есть доступ: включить соответствующий эпигенетический комплекс, прожив его как минерал, «скрепя сердце», или как животное, «лапки кверху», или как растение «пустить корни»). «Самость – это предок Эго, его единая архетипическая основа, его ядро, из которого Эго родилось во всех своих проявлениях и стало человеком». И тогда можно говорить, что Самость собирает вокруг себя архетипические мотивы, которые в свою очередь пополняются личными переживаниями, образами и комплексами для передачи их потомкам.

И пока эпигенетический комплекс архетипа, заключенного в гомеопатическом стимуле, не выведен на человеческий, осознанный уровень, он остается компенсаторным комплексом животных поведенческих стилей в виде бессознательных рефлекторных реакций. Болезнь как путь компенсации отвергнутой стороны бессознательного активизируется в том случае, если эго длительное время отклоняется от прямого проживания текущего психического процесса, развития с участием содержаний, уже находящихся в поле сознания, но освоенных эго не полностью.

Болезнь и деструктивные симптомы в этом случае – опосредованный сомой способ демонстрации психической реальности. Прием гомеопатического препарата в виде соматического или ментального стимула позволяет разблокировать действующий в настоящий момент эпигенетический комплекс – то есть ввести его в осознание, освободив тем самым и тело, и психику от нечеловеческих (животных, минеральных, растительных) проекций.

Мне представляется, что в холистическом подходе не может быть никаких упрощений и формальностей. Поэтому предпочитаю рассматривать гомеопатический препарат как инициирующую субстанцию, способную продвинуть человека на пути индивидуации, посредством повышения витальности и ресурса к осознанию.

Услышать звучание индивидуальности под маской персоны и понять, какой эпигенетический комплекс задействован личностью, непросто. В моей профессиональной деятельности «царской дорогой к познанию бессознательного», являются не только сновидения, но и гомеопатический анализ. И порой для клиента увидеть себя без маски сродни сказочному инсайту, когда живущий в беспамятстве герой, услышав свое истинное имя, обретает вместе с ним воспоминания, осознание и целостность. И симптом, как символическое проявление проблемы, выведенный в осознание, там и останется для его ментальной переработки с помощью расширения поля его пониманий и значений. И тогда у личности с человеческой ДНК-Самостью, появляется возможность не на животном уровне (как, например, собака) справляться со стрессом, а использовать этот животный адаптационный механизм и встроить его на уровне психики в человеческое развитое сознание, дорастить потенциал архетипа до уровня сознания, сделав его частью своего жизненного опыта и передать его потомкам: уникальный код, структурирующий текст жизни, либо непройденные инициации для их дальнейшей переработки.

Постижение смысла придает архетипическим мотивам воплощенность и находит их границы, замыкает их на самих себя. В психической размеренности таковым становится завершенный комплекс: он переходит в стабильное состояние полноценно прожитого опыта, самодостаточного и обладающего свойством спокойного присутствия, к нему можно обращаться в любой момент для ориентации в какой-либо ситуации, он не захватывает, а поддерживает своей стабильностью, открытостью к взаимодействию и констатацией факта «это есть это само по себе, оно не требует чего-то от меня».
Психосоматический симптом, возникший у человека как форма проявления его нереализованной индивидуальности, несет в себе смысл того пути, от которого уклоняется Эго. Как пишет Эрих Нойманн: «У человека есть врожденная мораль – это ответственность перед Самостью по воплощению ее содержаний». Нельзя просто устранить симптом, так как он нагружен функцией выполнения предназначения Эго в его индивидуации – необходимо найти конструктивную форму ее воплощения и тогда симптом больше не понадобится, а Эго такого индивида перейдет на следующий отрезок своего индивидуального пути, следующий уровень развития. В новом трансформированном состоянии Эго включает в себя то содержание самости, которое реализовало себя до того в симптоме».

Не существует никакого априори среднего идеала, который сможет гарантировать постоянную и устойчивую норму. В самой попытке уцепиться за такой безопасный и лишенный риска путь, избегающий приобретение опыта и открытия, содержится потенциал создания ее собственной компенсаторной патологии – результатов непрожитой жизни и окоченения. И тогда в процессе жизни путь индивидуации – это, возможно, и создание своего особого, уникального эпигенетического кода, воплощенного во всей свой полноте, становясь подлинно собой в эмпирическом мире.

По всей вероятности, в генах большинства людей заключен потенциал здоровой долгой жизни и обаятельной личности. Нужно только найти способ разбудить его. Например, с помощью психотерапии: тот, кто начинает жить по-новому, меняет свой обмен веществ и гормональную систему, тем самым разблокируя «закостеневшую» эпигенетическую программу. Метод гомеопатического анализа, рассматривающий каждый препарат как архетип, и символическая интерпретация различных ощущений личности в рамках подобранного гомеопатического препарата эффективно продвигает терапевтических процесс: посредством слов и образов формируется схожий эффект, что и при приеме гомеопатического препарата. Вызывая подобное состояние посредством слов и образов, присущих индивидуальному гомеопатическому конституциональному статусу, можно «увидеть» внутреннее состояние, идентичное центральным чувствам, идентичное делюзии, и проработать его. Гомеопатический анализ предлагает свой особый способ доступа к подсознанию, который может стать «золотым ключиком» к понимаю телесных и психических симптомов. И тогда, можно предполагать, что эпигенетическое программирование возможно и посредством гомеопсихотерапии Только происходит это оздоровление значительно медленней, чем у человека в личном анализе, так как не обладает целенаправленностью сознательного участия в процессе, а движется тем же случайным путем, как эволюционный путь преобразования живого существа, потому может занять несколько поколений. Гомеопатический препарат делает тайную психическую подготовку к трансформации явной и устойчивой, вместе с приемом которого терапевтический процесс становится интенсивней и эффективней.